ОБЛИК.РФ

СТАРТ В БУДУЩЕЕ



Публикации

  1. СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ - В.Ю. Ведутов (Новосибирск), М.Р. Гета (Новокузнецк)

  1. ВЛИЯНИЕ ЛОГИКО-ИНТУИТИВНОЙ СОГЛАСОВАННОСТИ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СИСТЕМЕ СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Р.А. Гуща (Новосибирск)

  1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ОБЛИК» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - В.Ю. Ведутов (Новосибирск), Р.И. Юй (Казахстан, г. Алматы)

  1. Компьютерная психокоррекционная программа «ОБЛИК» - инновационная психотехнология в спорте - Уляева Л.Г., кпн, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ, г. Москва, Россия. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (26-28 июня 2013г.). – М. – С. 209-211.

  1. Ведутов В.Ю.  «ОБЛИК 1,0: программа коррекции психоэмоционального состояния организма». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2009615293, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 24.09.2009


340.68
Ведутов Виктор Юрьевич (Научно-исследовательский Центр «Экологическая Адаптация и Реабилитация», Россия, г. Новосибирск)
Гета Максим Ростиславович (Юридический факультет Новокузнецкого Филиала-Института Кемеровского Государственного Университета,
г. Новокузнецк)

СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

      В статье рассматривается инновационный метод внесудебного решения правовых кофликтов.
Ключевые слова: психология, право, КПП «ОБЛИК», Адвокард.
     
     Развитие общества неизбежно сопровождается увеличением общественных связей. В условиях жёсткой конкуренции эти связи всё чаще выходят за рамки не только этики, но и права. Особо остро правовые конфликты протекают на постсоветском пространстве, поскольку переход от плановой экономики к рыночной оказался слишком стремительным. И вполне закономерно развитие альтернативных способов разрешения конфликтов, в том числе такой новой отрасли юриспруденции как медиация.
      По своей сути медиация есть межотраслевая дисциплина, поскольку, решая задачи одной области – юриспруденции, использует в большей степени методы другой – психологии. Востребованность этой интегральной практики неоспорима.
      Любая межотраслевая дисциплина должна иметь новый подход, особенно такая, которая, находясь в одной отрасли, реализуется методами сопряжённой области. Так что медиация должна иметь свой  - особый путь развития.
      В широком смысле, медиация – это альтернативный способ преодоления правового конфликта, который по своей глубинной сути – есть конфликт психологический. Она позволяет выработать ценностный, психологический и правовой инструментарий разрешения конфликта, не прибегая к мерам принуждения, кары, наказания. Это создаёт новую парадигму воплощения права в социальную практику: рождается Живое Право, соединяющее правовые нормы с «движением» человеческой души.
     В «узком» технологическом смысле медиация – это алгоритм примирительных процедур, направленных на разрешение конфликта, который может найти применение буквально во всех областях современного права. Но особенно востребована, на наш взгляд, «технология» медиации во взаимоотношениях врачей, медицинских учреждений, пациентов, их родственников. Ведь смысл медиации состоит «… в возмещении ущерба, в возвращении чувства контроля над собственной судьбой» (1). Именно медиация позволит соединить Живое Право, клиническую медицину и потребителей её услуг – нередко тяжелобольных людей. В более широком контексте она поможет организации и осуществлению диалога между юриспруденцией, медициной, психологией и социумом.
     Сегодня мы находимся на пути построения подобного диалога. При создании нашей модели основными требованиями к её структурным элементам были высокая  эффективность, удобство применения и широкая доступность. Учитывая значимость медиации как процедуры досудебного урегулирования конфликтов, мы также оценивали профилактические возможности этих элементов. А поскольку медиация, в основном, занимается психологией, то есть связана с психическим здоровьем человека, необходимым условием для работы была безопасность применения.
     Анализируя широкий перечень психологических услуг, мы остановили свой выбор на Компьютерной Психокоррекционной Программе (далее КПП) «ОБЛИК» (2), которая была создана в Научно-Исследовательском Центре «Экар» на базе метода «Оптимизация Балансировки Логико-Интуитивной Когерентности», разработанного врачом-психотерапевтом Ведутовым В.Ю.
Этот продукт появился на рынке в 2012 году. Он полностью соответствует всем означенным выше требованиям. А поскольку является виртуальным, решает и ещё одну важную задачу – задачу популяризации медиации.
      Метод предназначен для компьютерной самокоррекции. Поочерёдно «включая» полушария головного мозга с помощью слов, символов и цветов, человек оптимизирует их работу. Вобрав в себя достижения фундаментальной науки, практический опыт различных школ психотерапии, КПП «ОБЛИК» стала хорошим помощником психологам и студентам, спортсменам высоких достижений и бизнесменам.
     Высокая эффективность программы и её абсолютная безопасность, подтверждённые экспериментом со студентами 2-го курса на кафедре гистологии Казахского Национального медицинского университета (3), предопределили популярность «ОБЛИКА» в молодёжной среде и послужили стимулом для создания Интернет – версии программы. Теперь КПП «ОБЛИК» стала доступна для каждого пользователя Интернета.
     Среди виртуальных правовых продуктов наше внимание привлёк проект «Адвокард», который с помощью специалистов «Европейской Юридической Службы» (ЕЮС) консультирует своих клиентов по телефону в области большинства существующих видов права. Представительства ЕЮС открыты в России, Украине и Казахстане.
    Совместное применение КПП «ОБЛИК» и услуг ЕЮС, соединяющее психологический и правовой контекст, по сути, представляет из себя «Систему виртуальной медиации». Её создание – это результат поиска пути расширения влияния Живого Права на социум и внутренний мир личности, гармонизации взаимодействия с окружающим бытием, сопряжённым с творческим усвоением правового опыта.
     Сегодня доступность помощи квалифицированного медиатора всё ещё является большой проблемой. Где его взять медицинскому учреждению и тем более – пациенту? Для решения этого вопроса формируется практика «Клуба Виртуальной Интерактивной Медиации», позволяющая вовлечь в процесс «исцеляющего диалога» врача и пациента, других участников правового конфликта. Подобная практика позволит привлечь к разрешению сложных, в том числе, деликатных проблем, анонимных неангажированных профессионалов ЕЮС и КПП «ОБЛИК» независимо от времени и расстояния. Это уникальный шанс приблизить Живое Право к повседневным нуждам и потребностям людей, выйти на новый уровень цивилизованного взаимодействия и диалога в обществе.
     Творческий поиск необходим для новых идей. Кто как не молодёжь готова к новым дерзаниям?! Ей и было предложено в октябре 2012 года испытать эффективность КПП «ОБЛИК». В эксперименте принимали участие студенты юридического факультета Новокузнецкого Института – филиала Кемеровского университета.
     В результате прохождения сеансов КПП «ОБЛИК» испытуемые отмечали возрастание самооценки (56%), доверия к собственной интуиции (72%). Все 18 участников эксперимента не только пожелали продолжать работу с программой, но и применять её в своей будущей практике. По мнению большинства будущих юристов КПП «ОБЛИК» будет полезна во многих видах Права, в том числе Гражданском, Уголовном, Конституционном.
     Внедрение «Системы Виртуальной Медиации» создаёт уникальный опыт взаимодействия психологической практики и юридического знания, где Право и Психология удачно дополняют друг друга, гармонизируя сложные, противоречивые отношения человека с социумом.
     Представляется, что многовекторный обмен – академическая наука, образование, психологические проекты, юридические инновации, клиническая медицина, – это путь оправданный и необходимый всем.

Литература:
1.     Зер Ховард. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М,2002, с.212.
2.     Ведутов В.Ю. «OBLIC 1,0: программа коррекции психоэмоционального состояния организма». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2009615293, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 24.09.09.
3.     Ведутов В.Ю., Юй Р.И. Компьютерная программа творческого развития личности «ОБЛИК» как эффективный инструмент улучшения качества жизни студента. Вопросы морфологии и клиники, 2012, №41. С. 16-22.
Ведутов. Тезисы. Система Виртуальной Медиации.  30.03.13

СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Ведутов Виктор Юрьевич, E-mail: vedutov@mail.ru
(Научно-Исследовательский Центр «Экологическая Адаптация и Реабилитация», 630038 Россия, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 177 оф.116)
Гета Максим Ростиславович (Юридический факультет Новокузнецкого Филиала-Института Кемеровского Государственного Университета, г. Новокузнецк,
ул. Металлургов, 19)

        Медиация есть межотраслевая дисциплина, которая решает задачи одной области – юриспруденции, используя методы другой – психологии. Особо востребована медиация во взаимоотношениях врачей, медицинских учреждений, пациентов, их родственников. Ведь она помогает  осуществлению диалога между юриспруденцией,  медициной, психологией и социумом. Сегодня мы находимся на пути построения подобного диалога. При создании нашей модели основными требованиями к её структурным элементам были высокая  эффективность, удобство применения и широкая доступность.

     Полностью соответствует всем означенным выше требованиям Компьютерная Психокоррекционная Программа «ОБЛИК», которая предназначена для самокоррекции. Поочерёдно «включая» полушария головного мозга с помощью слов, символов и цветов, человек оптимизирует их работу. Среди виртуальных правовых продуктов наше внимание привлёк проект «Адвокард», который с помощью специалистов «Европейской Юридической Службы» (ЕЮС) консультирует своих клиентов по телефону. Совместное применение КПП «ОБЛИК» и услуг ЕЮС представляется нам как «Система виртуальной медиации». Внедрение «Системы Виртуальной Медиации» создаёт уникальный опыт взаимодействия психологической практики и юридического знания, где Право и Психология удачно дополняют друг друга.
    


159.9.072.433
Ведутов Виктор Юрьевич (Научно-исследовательский Центр «Экологическая Адаптация и Реабилитация», Россия, г. Новосибирск)
Юй Рудольф Иванович (Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы)

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ОБЛИК» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

     В статье рассматривается инновационный метод психологической самокоррекции и гармонизации работы полушарий головного мозга человека.
Ключевые слова: оптимизация, КПП ОБЛИК, инсайт, самокоррекция.
 
     Повседневная жизнь студента, и особенно студента очного отделения, плотно «упакована» событиями, так или иначе связанными  с учёбой – лекции, практические занятия, домашние задания, зачёты, отработки, экзамены. Основной нагрузке подвергается головной мозг. А точнее, его левое полушарие, занимающееся набором и обработкой словесной информации. Правое полушарие с его образным чувственным восприятием месяцами, а то и годами, оказывается значительно менее востребованным. И, как следствие межполушарного дисбаланса – ухудшение качества жизни студента. Снижение качества его жизни, приводящее к дезадаптации, болезням, слабым знаниям, в конечном итоге, - уже проблема для общества: чего ждать от специалиста с низкими знаниями и слабым здоровьем?! В качестве пилотного проекта в сентябре – октябре 2011 года нами на базе кафедры гистологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова была проведена работа по оптимизации работы головного мозга 30 студентов (17 юношей и 13 девушек)  II курса с помощью Компьютерной Психокоррекционной Программы «ОБЛИК» (далее КПП «ОБЛИК») [1]. Контроль безопасности для здоровья проводился с помощью анализа цитограмм слизистой оболочки полости рта  покровного типа (щека). Мазки со слизистой оболочки брались до и после использования КПП «Облик».  Использование  цитологического метода в наших исследованиях объясняется его сравнительной простотой и объективностью, а полученные цитограммы позволяют выявить степень поражения слизистой оболочки полости рта и пародонта. Проводимый нами контроль безопасности не выявил негативных влияний КПП «ОБЛИК» на цитограмму эпителия слизистой оболочки полости рта у волонтеров.
     КПП «ОБЛИК» создана в Научно-Исследовательском Центре «Экар» на базе метода «Оптимизация Балансировки Логико-Интуитивной Когерентности», разработанного врачом-психотерапевтом Ведутовым В.Ю. Метод предназначен для компьютерной самокоррекции. Поочерёдно «включая» полушария головного мозга с помощью слов, символов и цветов, человек оптимизирует их работу.
     В качестве примера можно рассмотреть ход работы студентки под №24. Наибольшее внимание мы уделили именно ей, поскольку, в отличие от большинства студентов, проявивших высокий интерес к методике и обладавших значительной мотивацией для участия в эксперименте, она даже после наших подробных комментариев скептически отнеслась к возможностям программы. Тем самым испытуемая явилась нашей «оппоненткой»,  и её результаты в большей степени определяются объективными факторами.
       Вначале из более, чем 100 слов, обозначающих духовно-нравственные понятия и качества Личности, испытуемая выбрала восемь: ВОЛЯ, КРАСОТА, ЛОГИКА, ЛЮБОВЬ, МЕЧТА, РОДИТЕЛИ, УДАЧА, ЦЕЛЬ. Затем она закодировала слова символами, расставила приоритеты понятий и окрасила слова в цвета, применяемые в методике М. Люшера [2]. Далее испытуемая расставила приоритеты символов, исходя их своих эстетических предпочтений, и раскрасила их, используя те же цвета. Наконец, когда на экране монитора возникли две колонки цветных прямоугольников, цвета которых соответствовали таковым при окраске слов и символов, программа предложила испытуемой при желании изменить порядок цветов в левой «колонке слов».
       После окончания дизайна на экране возник новый порядок приоритетов понятий, который не устроил испытуемую. И ей была предоставлена возможность изменить порядок слов. Девушка незамедлительно принялась менять слова местами. И в результате только одно понятие ЛОГИКА осталось на своём месте. Ключевые моменты сеанса сопровождались самоконтролем психофизического состояния, которое испытуемая отмечала на Уровне комфортности (УК). Повышение УК  между началом и окончанием сеанса составило: ∆= +28% (таблица 1).

Таблица 1


           Достаточно высокий и устойчивый  психоэмоциональный подъём может быть следствием как неосознаваемых действий  во время творческой работы с цветами (эмотивная фаза инсайта), так и глубоких мыслительных процессов при перестановке слов (когнитивная фаза инсайта).

           Изменение порядка приоритетов понятий приводит к нарушению привычного течения поведенческих, практически автоматизированных стереотипов, которые являются одновременно и «щитом мышления от неприятных последствий умственной деятельности» и  «повязкой, закрывающей глаза на необходимость понимания причин подсознательной тревоги». Отказ от «щита» и «повязки», в условиях отсутствия «фильтра критики» - перед собой не слукавишь, - повышает ответственность как за принятие нового выбора, так и за подтверждение первоначального порядка понятий. Новый порядок понятий для нашей испытуемой явился тем стимулом, который, согласно феномену Клапареда, приводит к осознанию [3].

     И поскольку работа происходила с нравственными ценностями, девушка осознавала себя как Личность, осознавала своё место в жизни и место близких в своей жизни.  Происходило осознание значимости  Красоты  и  Удачи.  И  роли  Воли…

     Подсознательная «встряска», сверяемая с чувствами на Уровне комфортности, позволила испытуемой более взвешенно отнестись к своим убеждениям, переосмыслить свои установки и принять оптимальное решение. Вероятно, столь близкое «соседство» души и тела и позволило испытуемой уже в ближайшие дни после работы с КПП «ОБЛИК» изменить мироощущение и повысить самооценку.   
     
     Возможно, кто-то и знает, что для человека важнее ТАМ и ПОТОМ, но кто, кроме него самого, может чувствовать, что лучше для него ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС?!  Нужно лишь иметь ключи к кладовым собственной интуиции. Одним из таких ключей является КПП «ОБЛИК».

Выводы:
1.     Контроль безопасности не выявил негативных влияний КП «ОБЛИК» на цитограмму эпителия слизистой оболочки полости рта у волонтеров.
2.     У 20 испытуемых (67%) возросла концентрацию внимания.
3.     22 студентам (73%) КПП «ОБЛИК» помогла разобраться в себе.
4.     У 24 человек (80%)  возросло доверие к собственной интуиции. 
5.     У 25 испытуемых (83%) выросла самооценка.
6.     29 человек (97%) высказало мнение, что КПП  «ОБЛИК»  может  улучшить  качество жизни студента.

Литература:
1. Ведутов В.Ю. «OBLIC 1,0: программа коррекции психоэмоционального состояния организма». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2009615293, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 24.09.09.
2.  Люшер М. Закон гармонии в нас. 2002  ECON Munchen TB 75096.
3. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.- Физкультура и спорт, 1988, с. 33.
4. Кутушов М.В. Диссимметрия жизни – симметрия рака. М. - В. Секачёв, 2006, с.6, с.20-22.
Ведутов. Тезисы. Компьютерная Психокоррекционная Программа «ОБЛИК». 30.03.13

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ОБЛИК»
 КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Ведутов Виктор Юрьевич, E-mail: vedutov@mail.ru
(Научно-Исследовательский Центр «Экологическая Адаптация и Реабилитация», 630038 Россия, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 177 оф.116)
Юй Рудольф Иванович (Казахский национальный медицинский университет им. СС.Д.Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы, ул. Толе би, 94)

     В статье рассматривается инновационный метод психологической самокоррекции и гармонизации работы полушарий головного мозга человека.
     В рамках модернизации учебного процесса был проведен эксперимент по оптимизации работы головного мозга студентов с помощью Компьютерной Психокоррекционной Программы (КПП) «ОБЛИК».

    КПП «ОБЛИК» создана на базе метода «Оптимизация Балансировки Логико-Интуитивной Когерентности», разработанного врачом-психотерапевтом Ведутовым В.Ю. Метод предназначен для компьютерной самокоррекции. Поочерёдно «включая» полушария головного мозга с помощью слов, символов и цветов, человек оптимизирует их работу.

     На примере одной испытуемой показано, как постепенно погружаясь в мир собственной интуиции, пройдя сквозь «пороги» эмотивного и когнитивного диссонанса и оказавшись на волне когнитивного конссонанса, можно безопасно переосмыслить свои установки и принять оптимальное решение.

     В итоге у большинства испытуемых выросла самооценка, возросли концентрация внимания и доверие к собственной интуиции. 29 человек (97%)  высказало мнение, что КПП  «ОБЛИК»  может  улучшить  качество жизни студента.
    



УДК 372.016:796+355/359
ВЛИЯНИЕ ЛОГИКО-ИНТУИТИВНОЙ СОГЛАСОВАННОСТИ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СИСТЕМЕ СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
            Р.А. Гуща (Новосибирск)

Аннотация: Образовательный процесс – сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей, составлявших ее компонентов. Результатом этой деятельности, в системе военного образования, будет обеспечение  максимального успеха в решении задач по подготовке высококвалифицированных военных специалистов.

Ключевые слова:   Образовательный процесс, соматическое воспитание, согласованность, логика, интуиция, профессиональная подготовка 
       
INFLUENCE OF LOGIKO-INTUITIVNOY OF COHERENCE ON QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF VOYENNOSLUZHAZHEGO
IN SYSTEM OF SOMATIC EDUCATION OF THE PERSONALITY
R.A.Gushcha (Novosibirsk)

Summary: Educational process – the difficult system expressed by an infinite variety of conditions, povedeniye, the relations, the communications making it of components. Ensuring the maximum success in the solution of tasks on preparation of highly skilled military experts will be result of this activity, in system of military education.

Key words: Educational process, somatic education, coherence, logic, intuition, vocational training.

Задачи, стоящие перед высшей военной школой предъявляют к образовательному процессу возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов, так и в части оптимальной организации и управления.  Результат этой деятельности - обеспечение максимального успеха в решении задач по подготовке высококвалифицированных военных специалистов.
Подготовка военного специалиста – задача особой сложности. Его самоценность, как личность, представляет собой сочетание внутренней целостности и осознание значимости своего участия в деле исключительной государственной важности – защите Отечества. Это требует проникновения средствами военного образования в гуманистические ценности человеческих отношений, истории и культуры нашей страны. Рассматривая систему подготовки военных специалистов, необходимо дать определение составляющим образовательного процесса в военном вузе.
Воинская деятельность - явление сложное во многих отношениях. Сюда входят различные виды военно-профессиональной и специальной деятельности. Одни из них определяются видами оружия и боевой техники, другие выделяются на основе разделения функций по подготовке и ведению боя (разведка и другие виды боевого обеспечения), его всестороннему обеспечению — техническому, материальному, медицинскому. По характеру психологического обеспечения воинская деятельность разделяется на ряд форм: боевая подготовка (учеба); поддержание постоянной боевой готовности (боевое дежурство, караульная, внутренняя службы, обслуживание, проверка и ремонт военной техники); непосредственные боевые действия:
·  учеба - разновидность сложной индивидуальной и групповой деятельности, направленной на приобретение знаний, навыков и умений, на формирование качеств, необходимых для поддержания постоянной боевой готовности и ведения боевых действий. Она характеризуется повышенной познавательной активностью, источниками которой являются сознание воинского долга, интерес к военным знаниям.
·  боевое дежурство - действия военнослужащих, состоящие в поддержании постоянной высокой готовности к тому, чтобы принять активные меры в случае усложнения обстановки: обнаружения цели (противника), получения команды (сигнала) и т. д.
·  боевая деятельность - разновидность воинской деятельности, которая осуществляется в условиях боя, войны. Она характеризуется практическим применением оружия и боевой техники, своеобразием целей (уничтожение противника), экстремальными условиями (опасность, внезапность и т. д.); необычайным напряжением всех сил военнослужащих [2,c.10].

         Обучение в военном вузе вызывает кризисы адаптации, которые сразу показывают уровень низкой готовности курсантов к новым условиям жизнедеятельности (даже если этому способствовала серьезная допризывная подготовка), неопределенность и непредсказуемость социальных контактов, межличностных отношений в новой образовательной среде военного вуза. Однако сложнейший адаптационный период не исчерпывается вхождением в воинский коллектив. Деятельность военного специалиста предполагает приспособление к постоянно меняющимся сложным условиям образования и профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность курсантов в военном институте зависит от многих факторов. Одними из них являются открытость и мотивация [3,с.210].

В любой сфере деятельности, нередко бывает, что «горящие», сверх замотивированные люди быстро «гаснут», видя причины неудач только вне себя. В дружных коллективах отношения строятся на доверии и поддержке. Создавая условия для доверия, товарищи помогают курсанту искать причины внутри себя. Это хороший способ понять - чего не делать. Но что делать? Пытаться решать всё методом проб и ошибок? В психолого-педагогических рекомендациях советов много, но отношения людей – это не взаимодействие механизмов в машине, где достаточно инструкции, всё гораздо сложнее. Любой контакт – значимый. И нет возможности «повторить» чужой опыт на товарище. Малейшая неточность в общении (взгляд, интонация, слово) и контакт разорван, в результате остатки мотивации стремительно испаряются, и, как следствие добавляется разочарование: либо в себе («Это я такой неумелый», «Я – неспособный»), либо в советчиках («Чему учат? Сами не знают!»), что сказывается на профессиональной подготовке курсанта.
Другой способ понять себя, повысить самооценку, выработать уверенность в себе является свой опыт, без советов и рекомендаций со стороны, но где и как искать без проб и ошибок? Ответ на данный вопрос, по нашему мнению, может быть в согласованной работе полушарий головного мозга и в понятии «диссимметрия». В науке оно означает всё то, что находится между симметрией и асимметрией.
Поскольку жизнь это развитие, симметрия и асимметрия не являются её сутью, ибо симметрия – это абсолютный порядок, равновесие, неизменность, а асимметрия – абсолютный беспорядок, разбалансировка, хаос. Сутью жизни является диссимметрия. Находясь в потоке жизни, человек постоянно испытывает ту или иную степень диссимметрии. Применительно к работе головного мозга диссимметрия означает степень согласованности работы полушарий. В физике коррелированность (согласованность, совпадение) называется когерентностью, и характеризуется несколькими колебательными или волновыми процессами во времени, проявляющимися при их сложении. В нашем исследовании мы понимаем когерентность как согласованность логики и интуиции в действиях человека при выполнении определенных задач.

Целью нашей экспериментальной работы было проверить и обосновать диагностическую надежность компьютерной программы «ОБЛИК» («Оптимизация Балансировки Логико-Интуитивной Когерентности»), в общей оценке и корректировке соматического состояния курсантов, выявить влияние логико-интуитивной когерентности на профессиональную подготовку курсантов. Программа «ОБЛИК» (далее «ОБЛИК»)  разработана психотерапевтом Ведутовым Виктором Юрьевичем. При создании «ОБЛИКА» использовались достижения электрофизиологии, цитологии, психологии и лингвистики, а также новейших методов психотерапии [5].

В период работы нами было исследовано 29 курсантов 4 курса Новосибирского военного института ВВ МВД РФ в возрасте от 19 до 21 года. Анализ и определение влияния предложенного метода корректировки психо-физического состояния обучающегося было проведено с использованием «ОБЛИКА». Алгоритм работы с программой разделен на несколько этапов. Первоначально создаем соответствующую обстановку, полное погружение, отстранение от повседневности, курсант настраивается на работу, приводит организм в спокойное состояние, после чего приступает к работе с программой. На начальном этапе курсант заполняет краткую информацию о себе (Ф.И.О., дата рождения, адрес, телефон, дата обследования), данная информация помогает нам при следующем тестировании отслеживать динамику результатов корректировки психофизического состояния.
На следующем этапе курсантам предлагается из 170 определенных программой понятий выбрать 8; цифра 8 имеет много значений, выбор в её пользу определялся исключительно возможностью использовать цветовой тест Люшера, как инструмент исследования правого полушария. После выбора понятий курсант определяет качество своего душевного состояния и  отмечает его на шкале «Уровня комфортности», который переводит его в количественные показатели (в условных процентах от 0 до 100). Для того чтобы курсант мог правильно понять, что от него требуется, в отдельном окне высвечиваются подсказки в виде пошагового алгоритма действий.

На втором этапе обследуемые закодировали понятия символами, курсанту представлен выбор из 70 геометрических фигур, для того, чтобы правому полушарию было с чем работать – т.к. по исследованиям ученых [1,с.132] оно мыслит образами. Как известно [5,с.210], слова являются символами для левого полушария. Теперь и у правого полушария появились свои символы - геометрические фигуры.

Третий этап – выбор приоритетов понятий.  Обследуемым предлагается расставить по приоритетности выбранные им 8 понятий, какие для него важней на момент обследования.

Четвертый этап - раскрашивание понятий. Каждому понятию, выбранному на предыдущем этапе, курсанты выбирают оптимальный цвет.

Пятый этап  – выбор приоритетов фигур. На данном этапе курсанты  расставляют выбранные геометрические фигуры по красоте – в порядке убывания. После данного этапа  курсанту  снова предлагается оценить уровень комфортности своего душевного состояния и отметить его на шкале.

На шестом этапе курсанту предлагается раскрасить геометрические фигуры в оптимальные для него цветовые палитры.

Кульминацией диагностики является 7-й этап – анализ цветовых мозаик. Курсант сравнивает с помощью правого полушария «логическую» и «интуитивную» цветовые мозаики и отмечает изменения (при их наличии) на шкале.

На восьмом этапе у курсанта есть возможность расположить полученные цвета в соответствии со своими предпочтениями. Затем курсант  вновь фиксирует своё состояние на шкале.  

На девятом этапе на экране монитора возникают выбранные курсантом слова, расположенные в порядке приоритетов. Курсанту предлагается оценить правильность порядка и вновь определить свой уровень комфортности, отметив его на шкале.

На десятом этапе курсанту предлагается сделать окончательный выбор, отметить возможные изменения на «Уровне комфортности» и завершить сеанс.

Приступая к анализу согласованности (когерентности) восприятия понятий и символов обоими полушариями, мы определяем количество и качество связей в горизонтальных рядах колонок.  Контраст цветов (красный – синий) в горизонтальных рядах указывает на функциональную асимметрию полушарной активности. Крайнее диагональное расположение одинаковых цветов указывает на противоречия в реагировании на «понятия – символы» и может свидетельствовать о рассогласовании работы полушарий.
В основе гармонии лежит принцип, так называемого, «Золотого сечения» («ЗС») – определённого соотношения целого и его частей.

        
Результаты программы оцениваются по схемам, ассоциативно связанным с пирамидами, которые построены с учётом «ЗС». Они называются пирамидами приоритетов понятий (ППП).

Таблица.  Пирамиды (развёрнутые) приоритетов понятий
Л
О
Г
И
К
А
Пирамиды приоритетов понятий
И
Н
Т
У
И
Ц
И
Я
Исходная пирамида
семья
Родина
красота
дружба
дружба
уважение
уважение
здоровье
любовь
красота
Родина
любовь
животные
животные
здоровье
семья
Творческая пирамида
животные
Родина
красота
дружба
любовь
уважение
здоровье
красота
дружба
семья
семья
здоровье
уважение
любовь
Родина
животные
Оптимальная пирамида
Родина
Родина
семья
дружба
здоровье
семья
уважение
уважение
любовь
здоровье
дружба
красота
красота
любовь
животные
животные

Первая пирамида – исходная (отражены данные 1 - 5 этапов работы с программой), вторая – творческая (отражены данные 7 - 9 этапов работы с программой), третья – оптимальная (отражены данные заключительного 10 этапа работы с программой). На ступенях пирамид выставляются понятия, которые расположены по нисходящей. Слева – логические выборы. Справа – интуитивные. Линии внутри пирамид означают когерентные связи (согласованные между полушариями по одинаково занимаемому месту).

Ход программы отражается в «Карте преобразований».

В автоматическом режиме также составляется «График сопряжения уровня комфортности и когерентности работы полушарий», на котором мы сопоставляли значения обоих параметров и  оценивали, как отразилось повышение или снижение когерентности полушарных связей на настроении в течение всего сеанса.

Полученная информация вместе с чувственным восприятием позволяет нам более полно оценить уровень комфортности – главного критерия сбалансированности работы полушарий.
Для осмысления балансировки курсанту объясняется, как с помощью программы оптимизировать свое состояние в соответствии с интуитивными возможностями организма. Для этого предложено пользоваться оптимальной пирамидой.

Таблица.  Оптимальная пирамида понятий
Оптимальная пирамида понятий
Родина
Родина
семья
дружба
уважение
уважение
любовь
семья
дружба
красота
здоровье
любовь
красота
здоровье
животные
животные

Если ставится задача снижения тревожности, то необходимо увеличить число когерентных связей, то есть в левой части пирамиды сделать перестановку понятий так, чтобы соединительных линий было больше.
                                                                        
 Таблица.  Оптимальная пирамида понятий
Оптимальная пирамида понятий
Родина
Родина
дружба
дружба
уважение
уважение
здоровье
семья
семья
красота
любовь
любовь
красота
здоровье
животные
животные

Если стоит задача возбуждения центральной нервной системы, то надо так переставить понятия так, чтобы число соединительных линий уменьшилось, даже если и было-то их всего одна

Таблица.  Оптимальная пирамида понятий
Оптимальная пирамида понятий
дружба
Родина
красота
дружба
уважение
уважение
здоровье
семья
животные
красота
любовь
любовь
Родина
здоровье
семья
животные

Начинать предпочтительнее с наименее значимых понятий. К примеру, поменять ЖИВОТНЫХ с любым из некогерентных понятий.

Результаты и обсуждение. В процессе эксперимента  испытуемые прошли предлагаемую программу «ОБЛИК» три раза, в начале учебного года, в середине и в конце. Объективными критериями  профессиональной подготовки курсанта мы выделили: 
·                   успеваемость по дисциплине физическая подготовка;
·                   успеваемость в военно-профессиональных дисциплинах, дисциплинарная практика (учет поощрений и взысканий);
Результаты исследований показали, что количество курсантов выполняющие нормативы на оценку отлично увеличилось на 20,7%, снизилось количество курсантов выполняющих нормативы на оценку удовлетворительно - 10,2% (табл.1).

Таблица 1. Анализ физической подготовленности

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
До эксперимента
34.4%
44,8%
17,2%
0,2%
После
эксперимента
55,1%
37,9%
6,8%
-

Таким образом, можно сделать вывод, что корректировка соматического состояния курсантов посредством программы, позволяет им успешно настроить свой организм на улучшение физических показателей, что положительно сказывается и на психофизическом состоянии военнослужащего.
Рассматривая успеваемость по военным дисциплинам, мы наблюдаем незначительное улучшение курсантов обучающихся на оценку отлично - 10,4%. Значительным увеличением характеризуется динамика увеличения хорошистов  - 37,3 % (табл.2).

Таблица 2. анализ успеваемости обследуемых в военных дисциплинах

отлично
хорошо
удовлетворительно
неуд.
До эксперимента
10,3%
39,3%
10,3%
-
После эксперимента
20,7%
76,6%
2,7%
-

В целом положительная динамика результатов показывает, что у курсантов меняется отношение к данным предметам боевой подготовки, что конечно сказывается на результатах эксперимента.
Дисциплинарная практика, учет наложения взысканий и поощрений проведенный в период эксперимента показал, что сократилось количество наложенных взысканий от общего числа обследуемых на 11% , вместе с тем незначительно сократилось и количество поощрений 6,9% (табл.3).

Таблица 3. Анализ дисциплинарной практики

До эксперимента
После эксперимента
поощрения
43
89,6%
56
82,7%
взыскания
25
62%
23
55%

По нашему мнению связано это с перенастройкой у курсантов отношения к выполнению своих должностных обязанностей, соблюдению дисциплины в повседневной деятельности.

Выводы.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что данная программа «ОБЛИК» позволяет диагностировать и корректировать состояние курсантов, привести в согласованность интуицию и логику, вследствие чего позволяет качественно улучшить профессиональную подготовку курсанта.
Включение программы «ОБЛИК» образовательный процесс военного вуза позволило нам полнее использовать главный ресурс человека – его мозг, обеспечив самоуправление и саморегуляцию организма курсанта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                  Ведутов В.Ю., Гета М.Р.  Система виртуальной медиации // Сборник материалов III Съезда психологов, консультантов, психотерапевтов и психиатров Сибирского Федерального Округа. - г. Новокузнецк: Новокузнецкий Филиал - ИКГУ, 2013.  - С. 130-133.
2.                  Гуща Р.А., Фадеев О.В., Иванов И.В.  Физическое воспитание в системе профессионального военного образования: учеб. пособие / Под. ред. С.В. Мартынова. – Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2013. – 78 с.
3.                  Иванов И. В. Задачи соматического воспитания в образовательной политике // Философия образования. - 2008. - №2. - С. 219-226.
4.                  Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2009615293, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 24.09.2009.
5.                  Уляева Л.Г. Компьютерная психокоррекционная программа «ОБЛИК» - инновационная психотехнология в спорте. // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». - г. Москва: ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ, 2013. - С. 209-211.